Каждый покупатель автомобиля на вторичном рынке в первую очередь обращает внимание на его состояние, цену, год выпуска и пробег.
К пяти годам одометр автомобиля должен в среднем показывать цифры в 100-150 тысяч км, если брать во внимание ежегодный средний пробег в 20 тысяч км. На деле же очень часто на рынке встречаются авто с цифрой гораздо меньше, бывает, что в несколько раз. Такой “лакомый кусочек” – автомобиль с маленьким пробегом – может стать обманом со стороны продавца. В такой ситуации главное вовремя понять, что пробег у авто скрученный, и лучше отказаться от покупки данного автомобиля.
Как скручивают пробег?
Данной процедуре может подвергнуться абсолютно любой автомобиль.
На автомобилях с механическим одометром мастера просто отсоединяют тросик спидометра от КПП и с помощью подручных средств, таких как дрель, к примеру, накручивают в обратном направлении. За несколько часов показания одометра таким “макаром” можно снизить на десятки тысяч км.
Если нет под рукой электродрели, то нужные цифры могут быть выставлены вручную. Это делается на предварительно снятой и разобранной панели приборов.
Не подумайте, что пробег крутят только в меньшую сторону. Бывает и так, что его специально увеличивают перед продажей.
На электронных одометрах для изменения информации о пробеге “умельцы” вносят коррективы в память авто. Бывает, что для данной процедуры необходимо снять приборную панель. Пробег считывают с помощью компьютера и спец. программ. Некоторые мастера делают замену микросхемы в платах, где записаны данные о пробеге.
Для чего изменяют пробег?
Как уже было написано выше, значение одометра корректируют как в меньшую, так и в большую сторону. Всем понятно, когда пробег скручивают, но с какой целью его накручивают?
Ответ простой. В промежутке 90-105 тысяч км у автомобилей, как правило, нужно проводить дорогостоящее плановое ТО. При таком километраже автовладельцы, в основной своей массе, чтобы не вкладывать деньги и сберечь свои средства, решают продавать свои автомобили. Не очень честные перекупщики, в свою очередь, накручивают пробег и уверяют покупателя, что все дорогостоящие регламентные работы, конечно же, уже проводились прежним хозяином.
Как понять, что вас обманывают?
Проще всего понять, что пробег скручен, можно на авто с механическим одометром. На нём цифры расположены на барабанах и с увеличением пробега перещёлкиваются вверх. Посмотрите на ряд этих цифр. Они должны быть выстроены ровно по одной линии. Если цифры “прыгают” — это признак скрученного пробега. Цифры не в линию, объясняются тем, что при скручивании пробега, они перещелкиваются в обратном порядке и встают не очень точно в свои места, криво. Осмотр места крепления тросика спидометра может намекнуть на скручивание одометра, если крепёжная гайка на взгляд подвергалась механическому воздействию.
Чтобы распознать обман на электронном одометре, может потребоваться помощь специалистов и лучшим вариантом будет провести диагностику в сервисном центре официального дилера.
Чтобы увидеть признаки вмешательства, нужно присмотреться к самой приборной панели, понять, снимали её или нет, делали ли что-то с электронными схемами. Следы вмешательства на электронных платах можно заметить невооруженным глазом, так как при изготовлении на заводе их покрывают слоем лака. Это может быть “кустарная” перепайка микросхем, стёртый лак, царапины на плате.
Так же бортовой компьютер сохраняет показания пробега в своей памяти, и если была произведена коррекция пробега, то остаются следы взлома. Специалист-электронщик в дилерском центре сможет это обнаружить с помощью спец программ марки автомобиля.
Оригинальный пробег американских и канадских автомобилей можно проверить через базы данных Carfax и Autochek. У японских марок реальный пробег указывают в аукционном листе. Аукционный лист – это документ, который заполняется аукционными экспертами и в нём достоверно указывается техническое состояние машины, её комплектация и опции. Обычно по аукционному листу пробег проверить можно только тогда, когда авто только привезли с таможни и в России его продают в первый раз. В последующем этот документ “теряется”.
Распознаём скрученный пробег по внешним признакам
Износ деталей
Характерный износ деталей автомобиля может сказать нам о многом. К примеру, тормозные диски – сильно стёрты и видны неровности по радиусу – это 100% признак большого пробега или агрессивной манеры вождения. Нужно обратить внимание на руль. Если он затёрт до блеска, есть потёртости, то это тоже верный признак большого пробега. Чехлы и накладки при осмотре руля лучше снять, если таковые имеются. Стёртые накладки педалей – ещё один признак.
Салон авто
Салон автомобиля говорит сам за себя. К примеру, сильный износ водительского сиденья, затертая обивка и кнопки. Нужно обратить внимание на место справа от педали газа. Стёртое покрытие “кричит” о немалом пробеге. Справедливости ради стоит заметить, что на сегодня материалы современных автомобилей производят очень износостойкими и они могут выглядеть достаточно неплохо и после 100 тысяч км пробега.
Лобовое стекло
Обратите внимание на маркировку лобового стекла. Если год соответствует году на маркировке боковых стёкол, то при пробеге за 100 тысяч на нём будет множество мелких сколов, а также затёртости от дворников. Если на лобовом стекле есть блики, то скорее всего его полировали, чтобы скрыть истину.
Специалист поможет
Специалист сервиса поможет более точно определить, был ли скручен пробег. Больше, чем показания на одометре экспертам расскажут компрессия в цилиндрах, давление в масляной системе, состояние шкивов, цвет выхлопных газов. Будет странным, если состояние ремня ГРМ не соответствует пробегу.
Сервисная книжка
Хорошо, если в бардачке авто сохранилась сервисная книжка. Можно набрать номер телефона СТО, где он обслуживался, и, назвав VIN номер, выяснить пробег при последнем техническом обслуживании.
Внешний вид автомобиля
Пытаться определить истинный пробег по состоянию кузова и лакокрасочного покрытия автомобиля – дело неблагодарное. Машина может выглядеть идеально, но если она использовалась в такси, то за год её пробег может составить до 200 тысяч км.
Общие советы
При покупке прислушайтесь к своему внутреннему голосу, если есть малейшие сомнения, лучше отказаться от покупки. Обращайте внимание на состояние авто, а не только на цифры на одометре.
Лучше будет в обязательном порядке съездить в фирменный сервис для полноценной диагностики потенциальной покупки. Так вы убережёте себя от покупки “кота в мешке”.
Немного статистики
По данным “Российской газеты” более половины автомобилей с пробегом в России имеют скрученный одометр.
Если быть точнее, то российские эксперты на рынке подержаных машин обнаруживают до 55% экземпляров с нечестным пробегом. Массовость скрутки пробега объясняются тем, что в нашей стране отсутствует какая либо ответственность за такой вид мошенничества, в противовес европейским странам. Там такое карается очень жёстко.
Искоренить подлог пробега автомобилей в нашей стране можно применив меры по ужесточению наказания. Помимо этого, обращение покупателей к независимым экспертам, более тщательная диагностика, повышение качества и культуры сервиса продажи авто на вторичном рынке также сыграют положительную роль.