Одной из наиважнейшей деталью автомобиля, обеспечивающую безопасность поездки, можно отметить шины, а именно – их состояние и правильная эксплуатация.
Сезонная замена шин. Когда пора ехать на шиномонтаж?
Весной. “Переобуваем” зимние шины на летние.
По нормативам использования шин, рекомендуется летние использовать с июня по август, а зимние – с декабря по февраль. Шипованную резину нельзя использовать с первого июня. За езду на шипованных колёсах предусмотрен штраф. Зимняя резина при среднесуточной температуре выше +7 °C начинает терять свои свойства, появляется плохой зацеп с дорогой, в следствие чего повышается её износ. Это та температура, при которой следует скидывать зимние колёса и вставать на летние.
Осенью. “Переобуваем” летние шины на зимние.
Когда средняя температура за сутки падет ниже +10 °C, приходит пора сезонной замены шин с летней на зимнюю. При такой температуре летняя резина становится дубовой, теряется надёжное сцепление с дорогой. В осенний сезон замены шин очередь в шиномонтажах гораздо больше, так как при похолодании большинство автомобилистов стремятся “переобуться”, дабы уверенней чувствовать себя на дороге в первый гололёд и избежать незапланированных столкновений с другими участниками движения.
Износ и повреждение. Когда пора ехать в шиномонтаж?
Несмотря на то, что производители стараются делать шины долговечными, резина имеет свойство со временем и эксплуатацией изнашиваться.
Индикаторы износа шин
На каждой покрышке есть индикатор износа. Если обратить внимание на рисунок протектора, то можно заметить, что между островками есть специальная перемычка. Когда протектор будет изношен до такой степени, что высота этой перемычки совпадет с высотой рисунка протектора – шина под замену. На ней передвигаться уже опасно, особенно на влажной дороге или при пересечении лужи.
При попадании такого колеса в лужу, из пятна соприкосновения покрышки с дорогой будет плохо отводиться вода. Если на новых шинах при движении через лужу на скорости 70—80 км/ч, вы ничего не почувствуете, то на шинах с недостаточно высоким рисунком протектора контроль над автомобилем можно потерять уже при движении 55—60 км/ч.
Шина изнашивается неравномерно при её неправильной эксплуатации. При часто перекачанной шине её центральная часть будет значительно стерта по отношению к краям. При низком давлении в шинах, напротив, центральная часть будет выглядеть свежей, тогда как основной износ будет на боковых частях поверхности шины.
Когда изнашивается какая-то одна сторона протектора на одном колесе, либо внешняя, либо внутренняя – это сигнал, что необходимо регулировать развал-схождение. Регулировка развал-схождения подразумевает под собой регулировку углов установки колёс.
Эту процедуру лучше не откладывать в долгий ящик и проделать как можно скорее, так как при установке новой шины рисунок протектора очень быстро “съест” и шина с одной стороны вновь станет изношенной.
Видимое повреждение шины.
В процессе эксплуатации покрышку можно очень легко повредить: наехать на стекло, не заметить торчащую арматуру из земли или влететь в яму и получить от удара “грыжу” на колесе. Любое повреждение бокового корда — весомый аргумент в пользу покупки новой шины, так как ремонт такого повреждения – не из дешёвых удовольствий и к тому же является не особо эффективным. Повреждение рабочей поверхности колеса — протектора — не так критичны.
Повреждение шины, которое не видно.
Такое повреждение может быть на обратной стороне колеса. К примеру, водитель двигался на большой скорости и не заметил на дороге яму, удар был чувствительным, водитель вышел, осмотрел колесо, увидел, что ничего не стало с колесом, и поехал дальше. Но он не увидел, что с внутренней стороны колеса вылезла огромная грыжа или оголился корд. Такие, опасные для дальнейшего движения повреждения, выявляют только на подъёмнике при осмотре авто или на шиномонтаже.
Слишком старая резина.
Большинство производителей шин устанавливают рекомендованный срок их эксплуатации — 5 лет. Однако это не означает, что после пяти лет эксплуатации, дальнейшее использование шин запрещено. Это нигде не регламентировано.
Сами производители сроки эксплуатации шин оценивают по разному. Компания «Нокиан»:
“Срок службы шин не определяется законом, однако шины можно считать новыми, только если они были изготовлены в течение последних пяти лет. Рекомендуемый срок службы шин — 6 лет, а максимальный — 10 лет. Потом шина теряет потребительские свойства: ухудшается сцепление с дорогой, может появиться вибрация на кузов или руль».
Правильное хранение шин
Шины должны храниться в помещении в температурном диапазоне от -30 до +35 °C и при относительной влажности от 50 до 80%. На них не должны попадать прямые солнечные лучи и рядом с шинами не должны стоять никакие обогреватели и конвекторы, так как при таком хранении будет происходить “сушка” резины, в результате чего она начнёт трескаться и разрушаться. Перед сезонным хранением резину лучше помыть и удалить из протектора застрявшие камешки. На улице под навесом колёса можно хранить не более 30 дней.
Колёса в сборе, напротив, рекомендуется подвешивать либо складывать в стопки друг на друга в количестве не больше 4 штук. Также необходимо каждые 3-4 месяца их переворачивать и перед хранением спустить давление воздуха до 1 – 1,5 атмосфер.
Учимся выбирать правильные шины для своего авто
Первое, что нужно сделать – это определиться, какие же шины подойдут. Все необходимые параметры шин производители указывают на их боковине.
Всесезонка.
Идеальный рабочий диапазон температуры окружающей среды для таких шин от −7 до +15 °C. При более сильных морозах она будет “дубеть”, что опасно для движения в гололед, а при температуре выше – будет становиться слишком мягкой, что приведёт к повышенному износу. Такие шины в основном берут владельцы небольших внедорожников и кроссоверов с небольшим годовым пробегом, чтобы сэкономить на “лишнем” комплекте сезонной резины.
Летние шины.
Такая резина бывает абсолютно разной. Кому-то подойдет нешумная резина для спокойной езды, которая не обладает выдающимися свойствами по комфортности, сцеплению с дорогой, она не перенесёт перегрева, но является более долговечной и прослужит 3-4 сезона, а также поможет сэкономить на топливе. А кто-то выберет для себя шины для более скоростной езды, с хорошим сцеплением с дорогой, с более комфортным управлением, но они будут более шумными и увеличат расход топлива.
Зимние шины. Существует три типа.
Шипованные. Идеальными условиями для таких шин будут: мягкий лёд, температура выше −15 °C. Они хорошо себя покажут при движении по льду или по укатанному снегу. Резина на таких шинах твёрдая, глубина протектора большая и есть шипы.
Недостатками шипованной резины будут сильный шум, невысокая максимальная скорость движения 160-180 км/ч, и они запрещены в странах Европы, так как из-за них портится асфальт.
Фрикционные шины скандинавского типа. Ещё их называют «липучками». Эти шины без шипов и больше подходят для суровой зимы. Для производства используется мягкая резиновая смесь, наносится грубый рисунок протектора и делается множество горизонтальных прорезей на протекторе, по-другому, ламелей.
Снег, лёд и температура ниже −15 °C будут идеальными условиями для эксплуатации таких шин. Они намного тише шипованных и индекс скорости на них выше.
Недостатками является то, что при температуре выше -5 °C такие шины становится опасно использовать на подтаявшем льду, так как сцепление с дорогой при таких условиях почти никакое – расстояние между островками протектора небольшое и шина не справляется с отводом воды из пятна контакта с дорогой.
Фрикционные шины альпийского типа. Шины такого типа тоже производят без шипов и используют для мягкой зимы. Ламелей на протекторе в 1,5—2 раза меньше, отвод воды из-под пятна сцепления с дорогой намного лучше, так как канавки для отвода шире. Такая зимняя резина наиболее износоустойчивая.
Идеальными условиями эксплуатации для таких шин будут −5…+3 °C температура окружающей среды, асфальтовое покрытие, лужи. Эти шины прекрасно справляются отводом воды, как уже было сказано выше.
Недостатками фрикционных шин альпийского типа является то, что они плохо держат укатанном снеге и льду, что чревато заносами.
Размер резины
Для того, чтобы понимать, какого размера шины подходят для вашего автомобиля, и какое давление в них рекомендуется поддерживать, не нужно искать “энциклопедию”, достаточно посмотреть специальную табличку с типоразмерами шин. Эта табличка на разных авто может быть размещена на лючке бензобака или на центральной стойке в дверном проёме водителя.
На боковине покрышки можно увидеть надпись такого типа: 195/65/R16. Разберёмся, что это означает.
Цифра 195 — это ширина протектора в мм. Вторая цифра, 65 — это высота покрышки в процентах относительно её ширины, по-другому – профиль резины. Букву R часто путают с радиусом. На самом деле это тип шины. В данном примере R указывает на то, что шина радиальная. Раньше производили ещё диагональные. Диагональные шины уже давно не используются в легковых автомобилях. Они отличаются от радиальных конструкцией корда.
Две цифры после R означают диаметр колесного диска в дюймах, на котором используется такая шина.
Отступать от использования рекомендованных производителем шин не рекомендуется. В результате эксплуатации шин с более высоким профилем, чем рекомендуется, может получиться так, что она будет тереть о колесную арку или при повороте руля о кузов автомобиля, что чревато ДТП. Управляемость авто в целом может быть хуже.
Другие характеристики и особенности маркировки на шинах
Treadwear (износостойкость).
Одни водители выбирают комфорт и надёжное сцепление с дорогой, другие повышенную износоустойчивость. Было бы не плохо, если бы эти качества резины совмещались в одной, но люди пока не научились этого делать. Индекс Treadwear показывает нам скорость износа резины. Как правило для легковых авто этот показатель находится в диапазоне от 100 до 600. Чтобы понимать, о чём говорят эти цифры, нужно умножить параметр на 100-150 км. Как пример, на шине указан индекс 260. Это будет соответствовать тому, что в диапазоне 26000-39000 км при спокойном стиле вождения такие покрышки придут в негодность.
Runflat.
Такая резина сконструированна так, что её боковые стенки очень толстые и жёсткие, что позволит доехать до шиномонтажа на спущенном колесе, будь то прокол или боковой порез. При этом скорость передвижения на спущенном колесе не должна превышать 80 км/ч, так как при превышении этого порога, может создаваться опасность совершения ДТП. Для своевременного информирования водителя о спущенном колесе авто должно быть оборудовано датчиком давления шин, так как повреждение таких шин при движении водитель может даже не заметить.
Многие производители автомобилей ставят Runflat с конвейера и чаще всего на те автомобили, у которых нет “запаски”. Стоимость таких шин обычно в 2 раза выше обычных, но ощущение комфорта при движении на них меньше, так как резина толще, тяжелее и хуже сглаживает неровности на дороге. Плюс в том, что необходимости в эвакуаторе или в запасном колесе при использовании Runflat шин не будет.
Индекс нагрузки и индекс максимальной скорости
Максимальная масса, которую может выдержать одна шина называется индексом нагрузки.
Латинская буква в маркировке шин называется индексом скорости – максимально допустимая скорость, которую может выдержать шина.
Евроэтикетка.
На новых шинах, произведённых для Европы, начиная с 2012 года стали клеить такие стикеры, как на фото. Три параметра, которые там указаны, на самих шинах не пишут.
Данная наклейка регламентируется EC Regulation 1222/2009 и указывает на три такие характеристики шины:
- Класс соответствия по экономии топлива. Самым экономичным является класс А. Чем ниже класс, тем выше расход, так как шина ниже классом больше сопротивляется качению. Разница в расходе топлива между шинами классов А и G — 7,5%. Если прикинуть на калькуляторе, то при среднем расходе авто в 10 л на 100 км и 25 000 км пробега в год шины класса A сэкономят до 190 л топлива, а сколько это будет в деньгах – посчитайте сами.
- Сцепление с мокрой дорогой. Используются такие же обозначения, как для класса экономии топлива, но без цветовой маркировки. По этому параметру шина оценивается при проверке длины тормозного пути на асфальте. Тормозной путь будет самым коротким при одинаковых прочих условиях у шины с обозначенной буквой – А. Между буквами А и G разница более 18 метров: буква А – это минимальный тормозной путь, B – это на 3 метра дальше, чем А, C – на 7 метров дальше А, D – на 10 метров дальше тормозного пути по букве А, E – это на 12 метров дальше А, F – на 18 метров дальше по отношению к А.
- Уровень шума в децибелах. Чем меньше уровень шума, тем меньше полосок указано на индикаторе, тем лучше.
Шины какого производителя лучше выбрать
Как показала практика, смотреть на имя бренда можно не всегда. Бывает так, что именитый бренд может выпустить в свет откровенно провальную модель, и в то же время, какой-нибудь не настолько известный производитель шин может произвести просто классную модель.
Именитые бренды не жалеют средства на разработку и испытания шин. Каждая новая модель проходит тестирование в экстремальных условиях. Часто для испытания новых моделей шин привлекают участников спортивных гоночных соревнований.
Кроме шин от именитых и проверенных временем брендов на рынке присутствуют дешёвые шины от китайских производителей.
Стоимость шин одинакового размера может сильно отличаться. Чем больше ширина и меньше профиль, тем больше разница в цене.
Чтобы понимать, шины какого производителя лучше выбрать, нужно поставить перед собой несколько вопросов и ответить на них:
- Какой вид шин нужен? Летние, зимние (шипованные, для мягкой зимы или фрикционные).
- Нужен ли Runflat, какой размер необходим?
- Понять, какой у вас стиль вождения: экстремальный, любите гонять “на максималках” или любите спокойное вождение)?
- Поискать в интернете информацию о понравившейся модели шин, посмотреть тесты.
- Выбрать несколько моделей и почитать отзывы на Яндексе или на Авто.Ру и на подобных тематических ресурсах.
- Определиться с магазином.
Места продажи автомобильных шин
Специализированные магазины
Это то место, где больше всего понравится покупать шины новичкам. Консультация будет проведена грамотно, ассортимент шин огромный, на шины будет предоставлена гарантия, а шиномонтаж зачастую при покупке бесплатный. Также вам могут предложить сезонное хранение шин, что очень удобно, если нет своего гаража.
Онлайн-гипермаркеты и склады
Если вы готовы взять всю ответственность за выбор резины на себя, то стоит воспользоваться магазинами в интернете. Существуют как огромные площадки со своими складами, так и мелкорозничные интернет-магазины. Здесь цены будут дешевле, чем на оффлайн рынке, поэтому можно сэкономить немного денег. Хранение и шиномонтаж будет уже вашей заботой при покупке шин на интернет-площадках.
Барахолки, форумы автоклубов и сервисы объявлений (Авито, Юла и т.п.)
Утилизация шин
Изношенные и непригодные для дальнейшей эксплуатации шины нельзя просто так выбросить в мусорку или закопать в землю. Класс опасности таких отходов для окружающей среды – 4. Необходима утилизация.
Если шины ещё более менее пригодны для эксплуатации, их можно попробовать продать на Авито, Юле и т.п.
Старую резину охотно забирает шиномонтаж бесплатно или за небольшой утилизационный сбор. Также покрышки можно сдать на утилизацию самостоятельно. Существуют специализированные точки приёма.
Хорошую работу проделали! Все вместе и то, что надо.